История налогов Реверс  Аверс  Реверс  Аверс  Реверс 

История налогов и налогообложения в России

Ссылки


Налоговая система РФ (1991-09 гг.)


     Основы налоговой системы и система налогового законодательства Российской Федерации формировались в октябре — декабре 1991 г. Законами Российской Федерации от 11 и 18 октября 1991 г. были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды.
 
Герб РоссииФлаг России     6—7 декабря 1991 г. приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и др. Был принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
 
     Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г. Кроме того, в 1992 г. было создано Главное управление налоговых расследований при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное через год в самостоятельный правоохранительный орган в сфере налогообложения — Федеральную службу налоговой полиции России.
 
     В 1998 г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. — отдельные главы второй. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства Российской Федерации, процесс его кодификации: принимаются новые главы части второй НК РФ, которые заменяют законы 1991 г. о соответствующих налогах.
 
     В июне 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции России была ликвидирована, а ее функции переданы созданному в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений.
 
     В марте 2004 г. в результате системного изменения структуры федеральных органов исполнительной власти было упразднено Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Функции по общей выработке стратегии развития государственной политики и ведомственному нормотворчеству в налоговой сфере были переданы Министерству финансов Российской Федерации. В период с 2004 г. по настоящее время функции по надзору и контролю в сфере налогообложения закреплены за вновь созданной Федеральной налоговой службой, деятельность которой курирует Минфин России.
 



Руководитель Федеральной налоговой службыГерб Федеральной налоговой службы     Михаил Павлович Мокрецов – руководитель Федеральной налоговой службы. М.П. Мокрецов родился в 1961 году в Удмуртской АССР. В 1984 году окончил Ленинградский финансово-экономический институт им. Н.А.Вознесенского. После окончания ВУЗа проходил службу офицером в рядах Советской Армии, затем работал на руководящих должностях в государственных и коммерческих предприятиях Санкт-Петербурга. С 2000 года на государственной службе в налоговых органах – начальник отдела, заместитель руководителя Управления МНС России по Санкт-Петербургу. В 2004 году – заместитель руководителя Управления МНС России по г. Москве, начальник Управления международных налоговых отношений Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19.11.2004 г. № 2198 л/с "О назначении Мокрецова М.П." Мокрецов Михаил Павлович назначен заместителем руководителя Федеральной налоговой службы. В соответствии с Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкова от 21.02.2007 г. № 202-р "О руководителе Федеральной налоговой службы" Михаил Павлович Мокрецов назначен руководителем Федеральной налоговой службы. В 2003 г. награжден Почетной грамотой МНС России, в 2004 г. награжден знаком отличия «Отличник Министерства Российской Федерации по налогам и сборам», в 2006 г. объявлена Благодарность Министра финансов Российской Федерации, награжден Почетной грамотой Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в 2007 г. награжден медалью «За боевое содружество», Орденом «За заслуги перед Отечеством IV степени». На основании Указа Президента Российской Федерации от 23.03.2006 г. № 241 присвоено почетное звание «Заслуженный экономист Российской Федерации». В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.03.2008 г. № 336 присвоен классный чин действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса.
 



     Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие (введён с 01.01.92). Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в эти законы были внесены изменения и дополнения.
 
     Налоговая система Российской Федерации в 1992-1994 гг. по сравнению с советской налоговой системой претерпела существенные изменения, т.к. смена командно-административной системы управления на рыночную потребовала пересмотра всей существующей налоговой политики. Но налоговая реформа не была доведена до конца, и в существующей налоговой системе сохранились ряд пережитков советской эпохи.
 
     Главным изменением налоговой системы стало то, что основными налогами, обеспечивающими основную часть доходов бюджета, стали налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог и налог на имущество, составляющие основу налоговых систем большинства стран мира. Эти налоги в 1998 г. обеспечили 86,7% от всех налоговых поступлений. Наиболее важным достижением реформы стала замена налога с оборота на налог на добавленную стоимость и акцизы. Однако, изменив состав и структуру налоговых доходов, налоговая реформа начала 1990-х гг. не смогла коренным образом изменить порядок взимания, а также принципы начисления многих налогов, во многих случаях сохранив практику советских времен. В основе этой практики осталась ориентация налоговой системы страны на ее пополнение за счет государственных или приватизированных предприятий (в отличие от развитых стран, где основу налоговых поступлений составляет подоходный налог и доходы по социальному страхованию).
 
     Таким образом, для России характерен перекос в сторону корпоративных доходов (прежде всего налога на прибыль) в ущерб налогам на доходы физических лиц и конечное потребление. Этот перекос связан прежде всего с тем, что достигнутый в России уровень налогообложения прибыли и доходов от капитала является экономически завышенным и не стимулирует экономическое развитие предприятий. В условиях быстрого роста частного сектора сохранение прежней налоговой практики взимания налогов неизбежно повлекло за собой снижение сбора по налогам "рыночного" типа и уменьшение их доли в бюджетных доходах.
 
     Половинчатость реформ породила кризис бюджетных поступлений, который особенно остро проявился в 1993 г., когда в бюджетную систему России было собрано всего 24,7% ВВП. Второй серьезный шаг в реформировании налоговой системы страны был сделан в 1995 г., когда были ликвидированы либо включены в федеральный бюджет все внебюджетные фонды (включая Федеральный дорожный фонд), за исключением четырех внебюджетных фондов системы социального страхования.
 
     События произошедшие 17 августа 1998 года резко усилили роль налогов в экономическом положении страны так как любое государство в послекризисной обстановке пытается поправить свое экономическое положение при помощи корректировки налоговой системы. Важной особенностью 1999 г. стало практически повсеместное введение в регионах страны налога с продаж (в том числе в Москве), налоговая ставка которого варьируется по регионам в пределах 2-5%. Но вводя налог с продаж, регионы в соответствии с законодательством должны отменить практически все другие местные налоги.

Перейти на главную Перейти на главную
Перейти на Налоги в древней Руси Перейти на Налоги в древней Руси
Перейти на Налоги в средние века Перейти на Налоги в средние века
Перейти на Налоговая реформа Петра I Перейти на Налоговая реформа Петра I
Перейти на Налоги в дореволюционной России Перейти на Налоги в дореволюционной России
Перейти на Налоги в СССР (1917-91 гг.) Перейти на Налоги в СССР (1917-91 гг.)
Перейти на Налоговая система РФ (1991-09 гг.) Перейти на Налоговая система РФ (1991-09 гг.)
Перейти на Значение истории налогов Перейти на Значение истории налогов
Перейти на Недостатки налоговой системы РФ Перейти на Недостатки налоговой системы РФ
Перейти на Сущность реформ налоговой системы РФ Перейти на Сущность реформ налоговой системы РФ
 
На главную      Налоги в древней Руси      Налоги в средние века      Налоговая реформа Петра I      Налоги в дореволюционной России      Налоги в СССР (1917-91 гг.)     
 
Налоговая система РФ (1991-09 гг.)      Значение истории налогов      Недостатки налоговой системы РФ      Сущность реформ налоговой системы РФ     

2009 © Абдуллин Данил
E-mail: ada1709@yandex.ru
Последнее обновление 17 сентября 2013 года

Hosted by uCoz